class="image image-_original" width="500" height="333" /> WOM – стихийное распространение информации от потребителя к потребителю ,которое, тем не менее, как всякая стихия, подчиняется своим законам. Одним из терминов, которыми описываются законы движения волн WOM, является понятие триггера, или запускающего механизма. Несколько лет назад девушка по имени Реберкка Блэк стала интернет-сенсацией с ее мега-хитом «Пятница». Песня собрала 50 миллионов просмотров и стала самым вирусным видео 2011 года. Только одна небольшая деталь – песня-то совершенно ужасная. Мама Ребекки заплатила 4 тысячи долларов лейблу ARK Music Factory, в результате чего получился совершенно плоский девчачий хит про быт тинейджера: как встать утром, пойти в школу, и как сделать жизненно важный выбор: ехать ли на переднем или заднем сидении, когда тебя подвозит приятель. И многие писали о том, что песня ужасная, что в ней ничего нет. Почему же тогда люди смотрели это? Если посмотреть на статистику запросов «Rebecca Black» на YouTube, можно заметить интересный паттерн: периодически количество запросов резко возрастает, потом идет на спад, а потом следующий пик. И эти пики происходят в один и тот же день недели – правильно, в пятницу. Песня-то не меняется – она одинаково звучит и в понедельник, и в воскресенье. Но пятница – это как встроенный в саму естественную среду напоминатель. Мы просто вспоминаем какой сегодня день недели, и в связи с этим вспоминает об этой песне. И возможно, показываем ее кому-то. Такие связи есть у любого популярного продукта. Одно является своего рода рекламой для другого. Кофе для молока или молоко для кофе. Такие триггеры имеют большое влияние на поведение людей. Фактически, все человеческие действия, направленные на объекты, на идеи, на других людей, так или иначе связаны с предыдущим опытом, с другими предметами, идеями и людьми. Если поставить в магазине французскую романтическую музыку, люди будут больше покупать французское вино – им об этом напомнили. Если проводится голосование, то его результат во многом зависит от места: в школе голосуют за увеличение школьного бюджета, в церкви – против однополых браков. Понимание того, что поведение редко бывает рациональным, а чаще вызвано вот такими триггерами, позволяет иначе взглянуть на WOM – маркетинг. Йона Бергер – преподаватель Маркетинга в Уортонской Школе, автор бестселлера «Вирус: почему что-то нас цепляет». По материалам LinkedIn - Jonah Berger