Многим из читателей нашего блога доводилось сталкиваться с термином User-Generated Content (UGC) — содержание, создаваемое интернет-пользователями: комментарии, личные дневники, фотографии и видеоролики, размещаемые на специализированных сайтах, википроекты (то есть продукты неорганизованного коллективного творчества; пример — «Википедия»)... Грубо говоря, «письма читателей»... На минувшей неделе в обиход был запущен похожий неологизм: User-Generated Public Relations — пиар силами клиентов. Так обозреватель «Нью-Йорк Таймс» назвал инициативу Amazon.com по привлечению к общению с прессой самых активных рецензентов из числа посетителей сайта. На время стартовавших в США предпраздничных распродаж крупнейший в мире интернет-магазин поручил своим пользователям помогать журналистам, готовящим материалы на тему «Идеи интересных подарков».

В группу избранных, которые корпоративные маркетологи назвали «Командой праздничной потребительской рецензии», вошли шесть посетителей, наиболее активно обсуждающих товары портала. Теперь они подыскивают в огромном ассортименте вещи, которые могли бы стать запоминающимися подарками, пишут сопроводительные рецензии и предлагают фактуру заинтересованным СМИ. Ранее эту функцию выполняли штатные сотрудники.

По словам представителей Amazon, внештатники не получают зарплату и потому предельно объективны в оценках. Однако членам команды оплачиваются поездки в штаб-квартиру Amazon, в Сиэтл, где они дают интервью теле- и радиожурналистам. Кроме того, торговый гигант на безвозмездной основе оставляет самодеятельным пиарщикам все рецензируемые товары. (Одаривание самых деятельных рецензентов является основополагающей практикой запущенной в прошлом году программы стимулирования сбыта Amazon Vine).

Понятные опасения, связанные с очевидным конфликтом интересов, пока не оправдываются — рецензии на предлагаемые журналистам товары получаются, по крайней мере, на непридирчивый взгляд, объективными. Трезвые суждения, минимум патоки и здоровый критицизм.

Вместе с тем, «Нью-Йорк Таймс» отмечает, что выбор PR-ополчения кажется странно эклектичным. На грядущее Рождество «Команда праздничной потребительской рецензии» советуют, в частности, дарить плюшевых кальмаров, электронные помощники садоводам и ничем не примечательные настольные лампы.

По материалам «Нью-Йорк Таймс»