История пиара вот-вот перевалит 100-летнюю отметку. Мало осталось людей, которые были лично знакомы с Эдвардом Бернейсом, но есть еще ветераны, которые могут рассказать, как изменилась профессия хотя бы за 20 лет.
В 1989 году рядовой сотрудник заграничного PR-агентства (в СССР наша профессия еще не появилась) выполнял в принципе те же обязанности, что и сейчас. Только дедовскими методами.
- Подыскивал причины, почему журналисты должны бесплатно упоминать в своих статьях продукты и услуги клиентов агентства.
- Помогал в организации презентаций новых товаров.
- Писал пресс-релизы и заверял их у заказчика.
- Участвовал в организации пресс-туров.
- Вносил обновления в телефонные книги, содержащие исключительно номера журналистов. Excel не было, но уже появились стикеры — бумажки с новыми номерами клеились поверх устаревших.
- Составлял в обычном блокнотике медиа-карты, проверял каждый контакт по телефону, а затем печатал собранные данные на электрической машинке.
- Читал как можно больше газет и журналов бизнес-тематики, чтобы держать начальство в курсе событий в клиентских отраслях.
- Собирал квартальные архивы публикаций, clipbook — альбомы, на страницах которых клеились газетные и журнальные вырезки и оставлялись необходимые комментарии.
Двадцать лет тому назад не было подкастинга, RSS, блогов и веб-платформ социальных сетей. Собственно, интернет еще не был изобретен, а компьютеры и локальные сети еще не получили широкого распространения.
Прошло два десятилетия. PR изменился, но не так драматически, как мир в целом. От пиарщика просто стали чуть больше требовать.
- Составлять медиа-базы в Excel или даже в Google Docs.
- Вести мониторинг:
- ссылок на сайты заказчиков;
- социальных сетей — отслеживать с помощью инструментов вроде Google alerts молву о клиентах;
- интернет-СМИ — читать десятки различных RSS-лент;
- блогосферы — в поисках возможности вступить в диалог с конечным потребителем.
- Создавать клиентам корпоративные страницы в социальных сетях.
- Искать и завязывать знакомства с влиятельными блогерами и лидерами микросообществ.
- Подготавливать материалы для мультимедийных социальных пресс-релизов — social media releases (SMR).
- Зазывать на презентации не только журналистов традиционных изданий, но и видных деятелей блогосферы.
PR вырос не только количественно, но и качественно. PR стал больше отвечать собственной словарной статье, потому что появились способы прямого общения с конечными потребителями, общественностью. PR стал более мощным и совершенным маркетинговым инструментом.
По материалам блога Дейдры Брейкенридж
Комментарии