Социология придумала множество способов измерять общественное мнение. С появлением таких новых средств самовыражения, как блоги, логично задаться вопросом – могут ли они использоваться для выяснения общественного мнения.

Когда концепция «общественного мнения» только появилась, она не означала «мнения всех». Во Франции XVIII века носителями общественного мнения считалась группа интеллектуалов, занимающих определенное положение в обществе. Позже, с распространением грамотности и образования, все больше людей считались «обществом», а в XX веке под «общественным мнением» понимается совокупность всех взглядов и мнений которые присущи членам общества и группам.

Хотя некоторые ученые спорят с тем, что общество может иметь мнение, несомненно что один человек может иметь мнение. И может испытывать желание его выразить – для чего сейчас у него есть больше возможностей чем когда-либо. Так что современному социологу можно не разрабатывать анкету и не опрашивать людей на улицах – а просто внимательно прислушаться к тому, что говорится в блогосфере. Некоторые компании, которые по роду соей деятельности обязаны отслеживать реакцию сетевого сообщества на определенные бренды или продукты, выпускают специальные программы, такие как ReadWriteWeb от Trackur.

Исследователи общественного мнения в блогах часто делают следующие ошибки:

  • Выясняя «общественное мнение» в блогах, в самой демократичной среде современности, исследователь тем самым возвращается к схеме XVIII века, так как отслеживает только блоги лидеров мнений. Которые чисто количественно представляют меньшинство. Стоит обращать внимание на "середнячков", не только на "тысячников". Блог Артемия Лебедева - это уже СМИ, а не частное мнение для социолога. Кроме того, очень интересно проследить, как различаются темы, о которых пишут "лидеры мнений" и менее популярные блоггеры.
  • Кроме того, стоит иметь ввиду и то, какое время занимает у человека написание поста. Если вы видите два-три хороших, длинных, интересных и оригинальных поста в день, то может возникнуть вопрос – а чем еще этот человек успевает заняться? Очевидно, что его позиция не настолько высока, чтобы его мнение, столь обширно высказанное в сети, как-то проявлялось в реальном мире. Исследователю общественного мнения нельзя забывать о конечной цели исследований, о том, что мнение нас интересует потому, что оно влияет на поведение.
  • И нельзя упускать из виду еще один факт - любого блоггера волнует то, что говорят о нем читатели. Те, кому неинтересно мнение других людей, те кому не нужно их внимание и симпатия, не ведут открытых журналов. Любой блоггер во многом управляется своими читателями. Лучше всего это можно проследить на примере блога, который начал свое существование как личный дневник, и постепенно приобрел популярность. Анализируя структуру и темы записей, вы непременно заметите изменения. Посты становятся короче или разбиваются на смысловые блоки. Больше фотографий. Более обоснованное мнение. Больше ссылок и чисто информации.

Учитывая все вышесказанное, в изучении общественного мнения на основании блогов нужно быть предельно осторожным. Однако и упускать такую возможность получения информации об обществе нельзя.

По материалам TOPify.Wordpress