Например, NASA на протяжении нескольких лет использует разного рода контрольные списки и тесты, чтобы убедиться, что астронавты не пропустят важный шаг в сложном процессе запуска ракеты или начала выхода в открытый космос. Многочисленные исследования доказывают эффективность чек-листов и в больницах, даже в таких простых процедурах, как укол.

Тем не менее, каждому писателю или копирайтеру, как человеку творческому, присуще забывать о разного рода правилах и не всегда следовать предписаниям. Но иногда полезно проверять себя даже когда твердо уверен, что давно «собаку на этом съел» и ошибиться не мог.

И снова, зачем? 

1. Вы не забываете базовую информацию

Казалось бы, для каждого хирурга очевидно мыть руки с мылом перед контактом с пациентом. Но один эксперимент показал, когда перед глазами врачей появился чек-лист об обработке рук, они стали делать меньше ошибок. Число случаев инфицирования снизилось на 66%. Это сэкономило много денег, но что важнее — спасло более тысячи жизней.

2. Вы сфокусированы на более сложных задачах и экономите время 

Вам не нужно отвлекаться на мелочи, вы можете точно проконтролировать их позже держа перед глазами чек-лист. 

3. Это дисциплина

Она важна при решении рутинных задач, коих множество у копирайтера. Мы легко привыкаем делать что-то изо дня в день и даже способны выработать некоторые навыки до автоматизма, но даже машинам свойственно давать сбой. В этом смысле можно считать чек-лист техническим осмотром. 

Пример чек-листа:

  • Понятна ли цель текста?
  • Можно ли ее выразить в одном предложении?
  • А как на счет последовательности? Одно вытекает из другого?
  • Не много деепричастных оборотов? 
  • Пиши не о качествах, а о способах применения. 
  • Каждое предложение несет смысл? 
  • Убери слова-усилители!
  • Все ли эпитеты объективны? 
  • Ты еще не разделил текст на подзаголовки? 
  • Читатель будет эмоционально вовлечен? 
  • Работают ссылки? 
  • Имена, даты и должности написаны без ошибок? Перепроверь! 
  • Предложение можно разделить на два и более?
  • Не повторяются ли слова?
  • Прочти вслух. Ничего «не режет»?
  • Оттипографируй. 

Как создать чек-лист, если я не копирайтер? 

Существует множество готовых списков, но не каждый может подойти именно вам. Вот как сделать свой собственный, а главное эффективный, чек-лист:

1. Топ-10 

Чек-лист — это не инструкция по запуску адронного коллайдера. Это ваша страховка от непредвиденных неприятных мелочей. Обдумайте свою работу и напишите все ее подводные камни, а затем оставьте только 10 самых важных. 

2. Лаконичность

Используйте простые слова и короткие предложения. Попробуйте вопросительную форму предложений. 

3. Время

Вы будете использовать чек-лист до начала работы или после? Как вы проверите, что пункт точно выполнен? Сколько на это уйдет времени?

4. Доказательство эффективности

Спустя месяц оцените эффективность: были ли моменты, которые вы все равно, как и раньше, продолжаете упускать? Или есть пункты, которые можно убрать по причине того, что их выполнение для вас не составляет труда? 

 

Как видите, чек-листы способны дисциплинировать и повысить качество текста, да и любой работы вообще. А вы используете такие списки?