Мы жонглируем множеством элементов, когда пишем какой-либо текст. Будь то пост в личном блоге или пресс-релиз, важно не запутаться в элементах и стилях и точно донести свою мысль до читающего. Держать всё под контролем помогают чек-листы.
Например, NASA на протяжении нескольких лет использует разного рода контрольные списки и тесты, чтобы убедиться, что астронавты не пропустят важный шаг в сложном процессе запуска ракеты или начала выхода в открытый космос. Многочисленные исследования доказывают эффективность чек-листов и в больницах, даже в таких простых процедурах, как укол.
Тем не менее, каждому писателю или копирайтеру, как человеку творческому, присуще забывать о разного рода правилах и не всегда следовать предписаниям. Но иногда полезно проверять себя даже когда твердо уверен, что давно «собаку на этом съел» и ошибиться не мог.
И снова, зачем?
1. Вы не забываете базовую информацию
Казалось бы, для каждого хирурга очевидно мыть руки с мылом перед контактом с пациентом. Но один эксперимент показал, когда перед глазами врачей появился чек-лист об обработке рук, они стали делать меньше ошибок. Число случаев инфицирования снизилось на 66%. Это сэкономило много денег, но что важнее — спасло более тысячи жизней.
2. Вы сфокусированы на более сложных задачах и экономите время
Вам не нужно отвлекаться на мелочи, вы можете точно проконтролировать их позже держа перед глазами чек-лист.
3. Это дисциплина
Она важна при решении рутинных задач, коих множество у копирайтера. Мы легко привыкаем делать что-то изо дня в день и даже способны выработать некоторые навыки до автоматизма, но даже машинам свойственно давать сбой. В этом смысле можно считать чек-лист техническим осмотром.
Пример чек-листа:
- Понятна ли цель текста?
- Можно ли ее выразить в одном предложении?
- А как на счет последовательности? Одно вытекает из другого?
- Не много деепричастных оборотов?
- Пиши не о качествах, а о способах применения.
- Каждое предложение несет смысл?
- Убери слова-усилители!
- Все ли эпитеты объективны?
- Ты еще не разделил текст на подзаголовки?
- Читатель будет эмоционально вовлечен?
- Работают ссылки?
- Имена, даты и должности написаны без ошибок? Перепроверь!
- Предложение можно разделить на два и более?
- Не повторяются ли слова?
- Прочти вслух. Ничего «не режет»?
- Оттипографируй.
Как создать чек-лист, если я не копирайтер?
Существует множество готовых списков, но не каждый может подойти именно вам. Вот как сделать свой собственный, а главное эффективный, чек-лист:
1. Топ-10
Чек-лист — это не инструкция по запуску адронного коллайдера. Это ваша страховка от непредвиденных неприятных мелочей. Обдумайте свою работу и напишите все ее подводные камни, а затем оставьте только 10 самых важных.
2. Лаконичность
Используйте простые слова и короткие предложения. Попробуйте вопросительную форму предложений.
3. Время
Вы будете использовать чек-лист до начала работы или после? Как вы проверите, что пункт точно выполнен? Сколько на это уйдет времени?
4. Доказательство эффективности
Спустя месяц оцените эффективность: были ли моменты, которые вы все равно, как и раньше, продолжаете упускать? Или есть пункты, которые можно убрать по причине того, что их выполнение для вас не составляет труда?
Как видите, чек-листы способны дисциплинировать и повысить качество текста, да и любой работы вообще. А вы используете такие списки?
Комментарии