Редакторы корпоративных СМИ повысили квалификацию на четырехдневном семинаре в Москве

7-10 июня Институт коммуникационного менеджмента ГУ-ВШЭ, Гильдия корпоративных СМИ и компания «Полилог» провели образовательный семинар «Корпоративные СМИ: от идеи до воплощения».

Участники проекта — редакторы изданий промышленных предприятий, банков и фирм — не только познакомились с мировыми тенденциями и опытом создания, управления и развития корпоративных СМИ, выявили актуальные проблемы профессиональной деятельности, но и обозначили пути улучшения ситуации. Структура курса была выстроена так, чтобы слушатели смогли немедленно опробовать полученные теоретические знания на практике — разработать за четыре дня модель эффективного корпоративного издания.

Открыла семинар руководитель образовательных программ ИКМ ГУ-ВШЭ, доцент кафедры политического консалтинга и избирательных технологий факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ Ирина Огарь, кратко охарактеризовавшая цели и задачи проекта.

Затем заместитель генерального директора по связям с общественностью концерна «Научный центр», председатель Гильдии корпоративных СМИ, Елена Санарова выступила с презентацией «Корпоративные СМИ — зеркальное отображение компании. Информирование или вовлеченность? Какую стратегию выбрать?». Собравшиеся параллельно рассказывали о собственных изданиях и специфике отраслей, где функционируют их компании. Оказалось, что при всем внешнем многообразии отечественные корпоративные СМИ страдают от общих проблем — нехватки кадров и их недостаточного профессионализма, убогого дизайна, недофинансирования, и прочего. Как резюмировала г-жа Санарова, «нынешний семинар — это своеобразный мозговой штурм, результатом которого станут пусть не готовые универсальные решения обозначенных проблем, но направления движения».

[Бывший — прим. «Полилог»] Руководитель проектов консалтинговой группы «Полилог» Анна Кан (в прошлом — прим. редакции сайта) в своем докладе «Место корпоративных СМИ в структуре медиарынка. Основные тенденции развития сектора корпоративных СМИ за рубежом и в России» рассмотрела процесс эволюции массмедиа компаний, их типологии (по целевым группам, каналам коммуникации и т.п.). Большое внимание было уделено Интернету и новому виду онлайновой коммуникации — блогам (виртуальным дневникам) и их применению в системе корпоративных СМИ. Одной из проблем современного общества Анна Кан назвала toxic media или «переизбыток информации».

Ольга Киндяшова, руководитель проектов консалтинговой группы «Полилог», провела тренинг «Какие корпоративные СМИ необходимы для решения коммуникативных задач вашей компании?». По ее мнению, прежде чем браться за разработку концепции издания, нужно изучить особенности читательской аудитории, ее мнения и поведение, сформулировать пиар-задачи, стоящие перед организацией и провести аудит имеющихся каналов коммуникации. Это и проделали участники семинара в ходе последующего тренинга.

Следующий день, 8 июня, посвящался архитектуре внутренних изданий. Александр Федорчук, руководитель отдела корпоративных СМИ консалтинговой группы «Полилог», научил собравшихся грамотной разработке рубрикатора, содержания, «ударных» материалов. Он рассмотрел «мягкие» и «жесткие» газетные заголовки, варианты рубрик, основные блоки изданий. В завершение были приведены несколько кейсов из практики агентства.

Павел Дорошенко, руководитель проектных групп «Полилог», в ходе бизнесс-сессии «Технология формирования архитектуры корпоративного издания» рассказал об аудите ресурсов и возможностей СМИ, основополагающих преимуществах и недостатках различных форматов газет, секретах создания ключевых полос и правилах грамотной верстки.

Особое внимание слушателей привлекло выступление Дмитрия Мурзина, главного редактора газеты «Время МН», «Современные тенденции в газетном дизайне». По его мнению, многие издатели сегодня забывают о трех основополагающих принципах дизайна — функциональности, технологичности и красоте. Телевидение, как информационный канал, воздействует на эмоции, печатные же СМИ — на разум и логику. Однако, убежден докладчик, чем сложнее содержание газеты или журнала, тем проще должна быть их верстка.

Одной из проблем современного мира г-н Мурзин назвал «бегство от информации» — люди физически не могут охватить все те громадные объемы данных, которые ежедневно вываливают на их голову массмедиа. Объемы чтения снижаются также из-за подорожания прессы и литературы.

Одна из наиболее изученных и структурированных читательских аудиторий — женщины. Западные производители давно поняли, кто в действительности занимается распределением финансов в семье. Это раньше выбор бытовой техники и электроники считался прерогативой мужчин. Сегодня слабая половина человечества также легко разбирается в микроволновых печах и стиральных машинах. По прогнозам аналитиков, через три-четыре года, женщины «догонят» представителей сильного пола по количеству приобретаемых автомобилей.

Далее г-н Мурзин рассмотрел модель поведения отечественного читателя и принципы ее использования при моделировании изданий.

Программу 9 июня открыло выступление Ольги Киндяшовой и Анны Кан «Управление корпоративным изданием. Стратегии развития», где рассматривались паспорт, основные производственные этапы, перспективное и текущее планирование, каналы распространения, бюджетирование СМИ.

Виталий Зотов, заместитель директора департамента по связям с общественностью ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии», представил кейс из практики авиакомпании.

После перерыва участники семинара совершили экскурсию в типографию, где познакомились с процессом и основными технологиями тиражирования прессы.

10 июня сотрудники «Полилог» рассмотрели основные этапы разработки модели корпоративного СМИ и типы организационных структур редакции.

В завершение, слушатели представили результаты своих четырехдневных практических изысканий — проекты новых либо планы модернизации существующих корпоративных изданий. Кто-то ограничился набросками целей, миссии, основных разделов СМИ, другие разработали подробную концепцию, включающую тираж, периодичность и дизайн нового массмедиа.

Эксперты-организаторы выслушали каждого «студента» и дали ряд важных, с их точки зрения, рекомендаций по оптимизации проекта. В ходе развернувшейся затем дискуссии обсуждались проблемы соответствия (непротиворечивости) информационной политики внутреннего журнала/газеты информационной политике всего предприятия.

Резюмируя, Ирина Киндяшова, выразила надежду, что «со временем отечественная корпоративная пресса возмужает и обогатится яркими, индивидуализированными изданиями, эффективно решающими пиар-задачи компании, удовлетворяющими и читателей, и пиар-специалистов — издателей, и владельцев».