Виртуальный консультант – это тот, кто дает советы с использованием компьютерной сети. Многие фирмы консультируют своих клиентов через Интернет. В этом есть свои плюсы и минусы. Минусы очевидны – совет виртуального врача не заменит осмотра специалиста, так как он ориентируется только на то, что вы сами можете обнаружить и что можете сами сказать. С новой эрой и возможностями вебкамер погрешность лишь незначительно уменьшается. Но обычно консультанты указывают что их совет не заменяет визита к врачу или адвокату. Если же речь идет о консультировании, которое не связано с жизнью и здоровьем, а заключается в изложении клиенту правил оформления заказа, например, то виртуальный консультант – это интересное решение. Его плюсы в том, что он дешевле и для вас, и для клиента, может консультировать самых отдаленных клиентов, использовать при этом все виды контента, снабжать свои советы ссылками на исследования, диаграммами, видео. Доверие к виртуальному консультанту, конечно, ниже чем к живому человеку, но как источник первичных данных виртуальный консультант удобнее. Посмотрите, какую популярность имеют сообщества где можно получить совет по медицине или бизнесу, странички с информацией о помощи при решении различных проблем. Фактически, виртуальным консультированием является даже размещение раздела F.A.Q. на сайте – хоть это и очень ограниченный вид консультирования. Виртаульным консультированием можно назвать и написание статей и размещение информации например, в Википедии, только это ответы на еще не заданные вопросы. Есть сервисы, где создаются целые виртуальные офисы , которые позволяют встретиться клиентам и консультантам если не лицом к лицу, то аватар к аватару. Самый популярный движок для этого – платформа Second Life. Другой вариант – телеконференции средствами Skype, но видеоизображение и аудио лишает и клиента, и консультанта анонимности, что не всегда допустимо. Психологически виртуальный консультант конечно, воспринимается как отдаленный, чужой человек, нему нельзя полностью доверять, но это может быть плюсом. Некоторым людям сложно общаться с людьми – это стресс, к тому же личное общение всегда создает эмоциональные помехи для решения, в этом смысле сеть идеальна и для консультанта, и для клиента – они обмениваются текстовыми сообщениями, не связаны ворохом бумаг, весь разговор записывается, его можно потом просмотреть. В среднем работа виртуального консультанта-человека стоит 25$ в час, что позволяет в год сэкономить примерно 20 тысяч долларов. Еще более виртуальный вариант виртуального консультанта – это бот-консультант. Для того, чтобы отвечать на вопросы и записывать информацию он отлично годится. Правда, придется найти достаточно мощную программу «искусственного интеллекта», чтобы ответы бота не раздражали. Один из примеров реализации такого достаточно нескучного бота рискованно назван iGod. Другой заслуживающий внимания проект – мисс Дэви, бот разработанный компанией Microsoft для «очеловечивания» процесса поиска. Правда, результаты поиска выдавались странные и не всегда релевантные, но удовольствие общения с ботом того стоило. К сожалению, сейчас проект закрыт. Мисс Дэви была логичным продолжением разработанных тем же Microsoft офисными помощниками с подсказками – такая же милая и забавная, но не очень удобная для работы. Конечно, человек умнее самого умного бота, и разница между человеком и ботом пока очевидна любому. Но у бота-консультанта есть преимущества перед человеком: он работает 24 часа в сутки – а ведь ответ может понадобиться и после окончания рабочего времени. Он не уходит на обед, разговор с ним не требует от клиента установки ICQ или других программ. А также – он дает ответы моментально – но для этого надо дать боту доступ ко всем базам данных и постоянно обновлять информацию. Среди российских компаний виртуальных «привратников» на сайт посадили магазин техники Эльдорадо, служба регистрации доменов РуЦентр, банк ДельтаКредит, Не так давно в рунете появился сервис где можно бесплатно создать своего виртуального консультанта – сайт iii. Правда, система в основе ботов довольно примитивная, но они поддаются обучению и в них можно загрузить большое количество информации. Все разговоры с ботом записываются, и владельцу бота приходит уведомление, так что он может улучшать и разнообразить его ответы.