Учения дона Пиара


PR-специалист всегда может чему-то научиться у специалистов других профессий, особенно это касается профессий связанных с публичной деятельностью, с выступлением для публики. А таких профессий, по сути, не так много: это артист, священник и учитель. Хотя эти слова вызывают в нашем сознании совершенно разные образы, у них есть нечто общее: есть аудитория (даже если это один человек), есть тот, кто выступает перед аудиторией (один человек или несколько), и есть какая-то история, какой-то массив знаний и эмоций, который нужно передать.
Вот каким вещам PR-специалист может научиться у преподавателей.


1. Обрисуйте план
У нас нет такой роскоши, как мотивированная слушать аудитория. Такой роскоши нет почти ни у кого, но у школьников и студентов есть хотя бы дополнительная мотивация – экзамены. У вашей аудитории такой мотивации нет. Изначально им незачем вас слушать. Поэтому чтобы удержать внимание в течение вашего выступления (необязательно выступления в прямом смысле, может быть – кампании длиной в полгода), необходимо чтобы у аудитории был в голове план. Скажите им, о чем пойдет речь, что будет сначала а что потом, чтобы человек мог запланировать, когда ему стоит отвлечься, а когда нужно слушать внимательнее.

Дети не могут держать фиксированное внимание долго, цифры тут разнятся. Но любой учитель по опыту знает, что в пятом классе нужно каждые 5-7 минут сделать небольшой перебой: походить по классу, рассказать анекдот, задать вопрос. Дисциплинированный студент ВУЗа – если он не устал, если предмет профильный и предыдущие лекции были понятны - конечно, сам способен концентрировать внимание. Но ваша аудитория вряд ли будет столь мотивирована.

Для PR хорошая точка старта – это нужды и потребности аудитории. Начните с того, что людям нужно. Не знаете, что это – спросите. Затем предложите ваши варианты решения, причем сначала в краткой форме, конспективно, а потом более расширенно. Не бойтесь потерять аудиторию, которая «отвалится» после краткого объяснения. Они бы все равно отвалились, потому что им не подходит ваше решение. Или же – они очень быстро все поняли и пошли пробовать ваши советы на практике. При этом вы остались в их сознании как эксперт, так что на самом деле вы никого не потеряли.

2. Варьируйте форму контента
Типичный день в школе заполнен массой повторений, он однообразен. То же можно сказать и о работе, да часто и о жизни. Если ваша задача – искусственно мотивировать людей быть внимательными, отталкивайтесь от этого понимания. Предложите аудитории новую форму подачи информации, благо сейчас есть из чего выбирать. Вебинары, видеоролики, кейс-стади, слайды, сессии «Вопрос-Ответ», инфографика...

Меняя форматы, вы постепенно придете к лучшему пониманию своей аудитории, какую информацию в каком виде она воспринимает лучше. Рецептов тут нет: может быть, цифры именно для ваших слушателей нужно произносить вслух, а проблемные кейсы раскладывать в инфографике, серьезные проблемы могут прекрасно укладываться в 30-секундные ролики а технические детали – в двухчасовой вебинар.

3. Лучший опыт – это интерактив
…И для этого необязательно резать лягушек. Есть много других способов дать пользователям практическую возможность взаимодействовать с брендом.

Представьте, что учитель просто стоит перед классом и говорит. И говорит, и говорит...
Тут два варианта. Либо его зовут Ричард Фейнман, он нобелевский лауреат и блистательный оратор, либо аудитория теряет интерес за десять секунд. Думаете, зачем преподаватель задает вопросы? Не только для проверки знаний. Вопрос – это приглашение к интеракции. Не обязательно это должна быть проверка знаний. Если вы говорите с аудиторией, продумайте, на какие вопросы ответ есть у всех. Какого числа вы родились? Носите ли вы наручные часы? Ваша задача – придумать как связать эти вопросы с вашей темой. Кстати, оба вопроса были взяты из реальных выступлений и передач, и в первом случае речь шла о теории вероятностей (The Infinite Monkey Cage), а во втором – об образовании (sir Ken Robinson).

Не забывайте о том, что студенты… то есть ваша аудитория - она может также взаимодействовать между собой. Это сложнее организовать, но результат окупает усилия. Опыт социальных кампаний вам в помощь: собирание лайков, перепостов и даже удаление друзей – все это взаимодействие ваших слушателей, которое вы инициируете.

И наконец, поощряйте общение с вами. Пусть вам задают вопросы, а за лучший вы, например, даете приз. Пусть вам высказывают предложения, а лучшее вы осуществляете. Устраивайте сессии «Вопрос-ответ» в реальном времени. По итогам вы получаете реальное знание о том, кто такие ваши потребители и чего они хотят, а они получают опыт живого общения с вами, опыт на практике ощутить что за этим слоганом и логотипом стоит не безликая структура, а живые и симпатичные люди.

По материалам Blog.Flite