вот-вот перевалит 100-летнюю отметку. Мало осталось людей, которые были лично знакомы с Эдвардом Бернейсом, но есть еще ветераны, которые могут рассказать, как изменилась профессия хотя бы за 20 лет.

В 1989 году рядовой сотрудник заграничного PR-агентства (в СССР наша профессия еще не появилась) выполнял в принципе те же обязанности, что и сейчас. Только дедовскими методами.

  • Подыскивал причины, почему журналисты должны бесплатно упоминать в своих статьях продукты и услуги клиентов агентства.
  • Помогал в организации презентаций новых товаров.
  • Писал пресс-релизы и заверял их у заказчика.
  • Участвовал в организации пресс-туров.
  • Вносил обновления в телефонные книги, содержащие исключительно номера журналистов. Excel не было, но уже появились стикеры — бумажки с новыми номерами клеились поверх устаревших.
  • Составлял в обычном блокнотике медиа-карты, проверял каждый контакт по телефону, а затем печатал собранные данные на электрической машинке.
  • Читал как можно больше газет и журналов бизнес-тематики, чтобы держать начальство в курсе событий в клиентских отраслях.
  • Собирал квартальные архивы публикаций, clipbook — альбомы, на страницах которых клеились газетные и журнальные вырезки и оставлялись необходимые комментарии.

Двадцать лет тому назад не было подкастинга, RSS, блогов и веб-платформ социальных сетей. Собственно, интернет еще не был изобретен, а компьютеры и локальные сети еще не получили широкого распространения.

Прошло два десятилетия. PR изменился, но не так драматически, как мир в целом. От пиарщика просто стали чуть больше требовать.

  • Составлять медиа-базы в Excel или даже в Google Docs.
  • Вести мониторинг:
    • ссылок на сайты заказчиков;
    • социальных сетей — отслеживать с помощью инструментов вроде Google alerts молву о клиентах;
    • интернет-СМИ — читать десятки различных RSS-лент;
    • блогосферы — в поисках возможности вступить в диалог с конечным потребителем.
  • Создавать клиентам корпоративные страницы в социальных сетях.
  • Искать и завязывать знакомства с влиятельными блогерами и лидерами микросообществ.
  • Подготавливать материалы для мультимедийных социальных пресс-релизов — social media releases (SMR).
  • Зазывать на презентации не только журналистов традиционных изданий, но и видных деятелей блогосферы.

PR вырос не только количественно, но и качественно. PR стал больше отвечать собственной словарной статье, потому что появились способы прямого общения с конечными потребителями, общественностью. PR стал более мощным и совершенным маркетинговым инструментом.

По материалам блога Дейдры Брейкенридж