Краткий ликбез по 4P:

• Product – набор материальных и нематериальных товаров и услуг, предлагаемых потребителям.

• Price – цена, которую потребитель должен заплатить за объем приобретаемого продукта. Цена не всегда представлена в денежном выражении, здесь имеют место такие факторы как время.

• Place – сбытовая цепочка продукта от точки производства до точки розничной продажи.

• Promotion – комплекс коммуникаций бренда: прямая реклама, PR, digital-коммуникации, прямые продажи, BTL-активности и другие коммуникационные инструменты.

Концепция 4P – фундаментальная система координат в маркетинге, однако стандартное определение 4P более не соответствует рыночной действительности: гиперперсонализации и гиперклиентоориентированности.

Эволюция:

Продукт

Раньше достаточно было просто произвести продукт и организовать его размещение на полке магазина, это определяло поступление денежных потоков. Продукт был единственным незаменимым элементом комплекса маркетинга. Раньше качество и потребность в продукте выступали единственными условиями коммерческого успеха. Сегодня же потребители нуждаются в своевременности появления продукта на рынке, что обусловлено веяниями моды. Продукт все так же первый элемент комплекса маркетинга, но качественный продукт может теперь претендовать на успех лишь в купе с успешным использованием остальных элементов «P».

Цена

Ценовые войны остались в прошлом. Набирает обороты развитие неценовой конкуренции. Для увеличения маржинальности производители снижают цены на основные продукты, предлагая при этом набор сопроводительных товаров и услуг за дополнительную плату. В рамках комплекса маркетинга под ценой нужно понимать не цену за продукт, а стоимость всего процесса потребления продукта со всеми дополнительными услугами и сопроводительными затратами.

Сбыт

Под сбытом подразумевался процесс дистрибуции товара от производителя до магазинной полки. В XXI веке добавляется элемент онлайн-дистрибуции продукта. Интернет является идеальным каналом сбыта: оперативный, гибкий и низкозатратный. Без организации и развития процесса digital-дистрибуции компании просто не могут оставаться на конкурентном рынке.

Продвижение

Базовый комплекс продвижения включает элементы традиционной прямой рекламы, PR, организации прямых продаж и другие BTL-активности. Потребителям нужно интересное и органичное вовлечение в коммуникацию с брендом. Для этого стоит использовать digital-коммуникацию и нетрадиционные BTL-инструменты.

Каждый бренд под эгидой 4P создает уникальный маркетинговый опыт, что и позволяет удерживать коммерчески выгодные позиции на рынке.