Одни считают, что первым был Айви Ли, который в 1904 году открыл «консультационный офис», а одним из первых клиентов Ли стала железнодорожная компания Пенсильвании. Спустя два года, в 1906, он изобрел пресс-релиз для того, чтобы распространять информацию о происшествиях на дорогах компании до того, как журналисты придумают другую версию случившегося. В 1915 году А. Ли стал советником Джона Рокфеллера, предложив ему раздавать мелкие деньги нищим детям для построения имиджа филантропа. Чуть позже он придумал визуальное изображение бренда Betty Crocker и предложил слоган «Завтрак чемпионов!» для хлопьев Wheaties.

Другие придерживаются мнения, что PR как область знаний и технологий была институционализирована Эдвардом Бернейсом, который, кстати говоря, был племянником Зигмунда Фрейда и активно применял концепцию массовой психологии на практике. Бернейс предложил использовать так называемые over acts (сегодня мы бы назвали их медиа-ивентами). В 1928 году Джордж Хилл, президент Американской табачной компании, нанял Бернейса для решения следующей проблемы: женщины не готовы были курить сигареты в общественных местах. Один из коллег подсказал ему, что курение в общественных местах, которое практиковали мужчины, напрямую может быть связано с правом голосования на выборах, которое только что получили женщины США. Э. Бернейс организовал шествие женщин с пачками Lucky Strike по Пятой авеню, что стало демонстрацией их равенства с мужчинами как в вопросах избирательного права, так и в вопросах курения. Сам Бернейс, автор книг «Кристаллизация общественного мнения» (1923) и «Пропаганда» (1928), использовал название второго текста для описания своей деятельности.

Спустя несколько лет после выхода второй книги Бернейса термин «пропаганда» приобрел исключительно негативный оттенок в связи с событиями в Германии, но, тем не менее, возможностями воздействия на массовое сознание заинтересовались и в США. Франклин Рузвельт принял решение собрать группы специалистов, которые должны были разработать американское видение пропаганды. Одним из таких специалистов стал Гарольд Лассуэлл, который разработал модель коммуникации, построенную на 5 вопросах: кто говорит? что? кому? по какому каналу? с каким эффектом? Ответив на эти вопросы, можно определить эффективность коммуникационной стратегии. Применение этой модели, в частности, показало, что лозунг «помогите выиграть войну» недостаточно эффективен, потому что он значим только для мужчин, но не для женщин. Для повышения эффективности был предложен новый вариант – «помогите выиграть войну и вернуть ребят домой».

Написано с использованием материалов сайта Seo PR