class="image image-_original" width="470" height="395" /> Отсчет этой даты ведется от первой рекламной конторы в Петербурге – в 1878 открылась компания «Центральная контора объявлений торгового дома «Л. И Э. Метцель и Ко»». Контора занималась размещением объявлений в газетах.

Вывески

Самым популярным жанром рекламы тогда были уличные вывески, которые обычно изготавливал сам владелец заведения. В Европе рекламная вывеска родилась из знаков профессии – сапога, булки, часов («а что бы вы хотели, чтобы мы там повесили?»). В России такой традиции не было, поэтому и вывески были более текстовыми, нежели символическими. Очень часто на них помещали стихи, а центральным элементом вывески было название производителя и товара. Старинная вывеска

Печатная реклама

В XIX веке в России очень популярен жанр рекламного лубка, но с развитием литографии производство лубка было поставлено на поток и потеряло народные черты, что привело к снижению эффективности. Реклама в изданиях носила больше информационный характер, особенно это касалось высокотехнологичных изделий, канцтоваров. С прогрессом в технике печати получают распространение рекламные открытки, этикетки, вкладыши, плакаты. Реклама еще не дифференцируется по целевой аудитории. На рубеже столетий наблюдается появление дизайна как отдельного жанра – рекламой начинают заниматься профессиональные художники, прежде всего это А. Тулуз-Лотрек и А. Муха, также рекламные открытки и плакаты рисовал О. Бердслей. В истории рекламы остались афиши Кандинского, Билибина. Плакат Билибина После революции стиль российской рекламы кардинально меняется. С появлением работ художника Д. Моора появляется новый, узнаваемый стиль, который цитируется до сих пор, а плакат «Ты записался добровольцем?» был переделан несчетное количество раз, соперничая по популярности только с известным плакатом Э. Чегевары. Другой основоположник советского плаката – опытный автор киноплакатов И. Боград, создавший жанр постановочного натюрморта, оживлявшего рекламируемый предмет, а также использовавший перспективу и движение для создания иллюзии трехмерной, а не плоской, картинки. В плакатах начали использоваться приемы комиксов, карикатур. Плакат Бограда Важно, что в 1917 году была введена государственная монополия на объявления. Расширялась социальная и идеологическая тематика плакатов: утверждались ценности коммунизма, звучали призывы бороться с болезнями общества, появлялась военная реклама, постулирующая превосходство над противником.

Промоушн продаж

В истории московской рекламы можно найти прекрасные примеры и других нестандартных ходов, например, в области промоушна продаж. Торговый дом Абрикосовых предпринял отличный ход – пригласили на работу красивых девушек-продавщиц, причем широко это анонсировали. Поток мужчин в магазины возрос, что незамедлительно сказалось на продажах. Другая акция, которую сейчас можно было бы назвать скрытым маркетингом, предпринял коньячный дом Шустовых – были наняты молодые люди, которые устраивали скандалы в питейных заведениях, когда им не подавали шустовский коньяк. Узнаваемость бренда и спрос на продукцию возросли, как со стороны покупателей, так и со стороны дистрибьюторов, а также было обеспечено широкое освещение в СМИ – в колонках полицейской хроники. После этих акций появилась реклама коньяка Шустовых, содержавшая всего одно слово – «Везде».

Брендинг

Брендинг в России вырастал из торговых знаков, которые стали обязательными для проставления на продукции после указа Петра I. Кроме обозначения фирмы, необходимо было указывать конкретный город и фабрику. Многие торговые марки происходили из личных, родовых или цеховых гербов, в подавляющем большинстве центральным элементом была фамилия основателя дела. Брендом обычно становилась фамилия, даже если под ней выпускалась и продавалась совершенно разная продукция. Фамилия обычно подразумевала нескольких членов семьи - обычно отца и братьев - , работающих в определенной области. Позже, в советское время брендом скорее становились идеи, к которым так или иначе отсылали рекламные плакаты, организация должна была быть "более советской", "более рабочей" чем другие, при этом не создавая толком своего лица.

Партизанский маркетинг

С самого начала истории российской рекламе была присуща творческая составляющая, постоянно велись поиски новых ходов. Во время первого показательного полета аэроплана пилот выбросил из кабины листовки с рекламой магазина готового платья. На велосипедах – которые тогда были последним словом техники и диковинкой – ездили «живые рекламные щиты». Появление партизанского маркетинга также связано с велосипедами – некоторые рекламодатели наносили рекламные тексты на шины специальной краской, так что велосипед работал как трафарет. Это все равно что если бы сейчас на улицу вышел человек в виртуальном шлеме или костюме космонавта. На мануфактурной выставке в Москве 1882 года парфюмерная фирма «Брокаръ и К» устроила фонтан из своего одеколона - так что несколько дней пол-Москвы пахло этим одеколоном. Вероятно, запах действительно был хорош, так как акция серьезно подняла продажи компании. В начале века реклама становится объектом анализа. Появились пародии на рекламу, например, газета «Муха», в которой печатались юмористические «рекламные объявления», вроде «Гадалка на бобах и кофейной гуще. Предсказывает результаты выборов. Октябристам 50%, монархистам даром». Появляется критика рекламы, анализ, выходят книги и статьи по этой теме: «Взгляд на московские вывески» Ф. Дистрибуенди, «Реклама. Ее значение, происхождение, история» Н. Плиского и др. Источники: История рекламы, Ученова В.В., Старых Н.В. Материалы Интернета