Рекомендации по экстренной помощи туристам

В декабре 2014 года Департамент исследований и разработок КГ «Полилог» завершил выполнение научно-исследовательской работы по теме «Анализ международного опыта оказания экстренной помощи туристам, находящимся за пределами своих государств. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию данного механизма в Российской Федерации». Заказчик — Федеральное агентство по туризму.

№47-ФЗ и 38 тыс. туристов

Первый отчет «Билайн» в области корпоративной социальной ответственности

Механизм оказания экстренной помощи российским туристам был создан в 2012 году с принятием Федерального закона №47-ФЗ от 03.05.2012 г. В соответствии с данным нормативным актом было учреждено некоммерческое объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь», которое в случае банкротства туроператора должно было возвращать туристов в Россию. С 2012 по 2013 гг. несколько сотен российских туристов вернулось на родину при поддержке «Турпомощи», однако в 2014 г. в результате банкротства крупнейших туроператоров экстренная помощь потребовалась уже более 38 тыс. российских туристов. Эксперты и представители туристской индустрии заговорили о необходимости реформ для предотвращения повторения подобных кризисов в будущем.

Целью научно-исследовательской работы был анализ зарубежного опыта для определения возможных направления совершенствования действующего в России механизма оказания экстренной помощи туристам, столкнувшимся с неисполнением или невозможностью исполнения туроператорами своих обязательств.

В рамках научно-исследовательской работы был проведен анализ нормативно-правовой базы оказания экстренной помощи туристам в Российской Федерациии, выявлены основные проблемы сложившейся практики в этой сфере. Для отбора лучших механизмов защиты прав и законных интересов туристов в случае банкротства туроператора был изучен опыт стран Европейского союза, США, Канады, Австралии, Китая и Японии.

На основе изученного зарубежного опыта была разработана дорожная карта по совершенствованию механизма оказания экстренной помощи российским туристам. Все практики и предложения были сгруппированы по пяти направлениям:

  1. профилактика;
  2. нормативное регулирование;
  3. административное регулирование;
  4. отраслевая самоорганизация;
  5. контроль и надзор.

В зависимости от того, какой подход к регулированию туристской отрасли будет выбран, востребованными окажутся те или иные практики и соответствующий опыт зарубежных стран. В качестве наиболее интересных и эффективных решений, которые могут быть использованы в России, были определены следующие меры: фиксация обязательств и ответственности туроператоров на уровне кодифицированных нормативных актов (Германия); система сертификации качества услуг туроператоров и турагентств (Япония); публикация списка туроператоров с наиболее высоким уровнем риска наступления банкротства (США); обязательства по завершению реализации турпродукта, передаваемые другому туроператору (Нидерланды); обязательная оценка финансовой устойчивости туроператоров и турагентств (Австралия).