Социальная сеть — это социальная структура, состоящая из узлов (обычно это лица или организации) которые связаны одним или более типами взаимозависимости, такими, как ценности, взгляды, мнения, идеи, дружба, финансовые взаимоотношения, конфликты, торговля и так далее.

Аналитики социальных сетей оперируют терминами «узлы» и «связи». Узел — это отдельный актор в пределах этой сети, связи — это отношения между узлами. Модель социальной сети может быть очень сложной: они включают в себя самые разные уровни связей от семейных до национальных и общечеловеческих. Социальные сети играют важную роль в том, как люди решают проблемы (например, выбор товара), функционируют организации, происходит личностный рост и развитие, обучение.

Социальные сети — явление новое, но ему предшествовал ряд философских концепций во многих культурах. Например, китайская концепция guanxi, подразумевающая использование личного влияния. Это сложное понятие, обозначающее связь между двумя людьми, в которой один может что-то сделать для другого. Например, о ком-то можно сказать, что у него «хорошее guanxi», если их сеть общения может оказаться полезной в решении обсуждаемого вопроса. Эту концепцию связывают с понятиями «общества», Gemeinschaft, Тённиса, — в котором индивиды более ориентированы на соблюдение интересов общества, чем собственных. Есть также распространенное на Среднем Востоке понятие Wasta, означающее по-арабски «те, кого вы знаете», ваши связи, которые вы можете использовать для того, чтобы достичь чего-либо.

В самой простой форме социальная сеть это карта всех релевантных связей между узлами. Социальную сеть часто изображают как диаграмму, где точки — это узлы, а линии — связи между ними.

Социальные сети в социологии

Пример диаграммы социальной сетиЭто пример диаграммы социальной сети. Желтым отмечен узел наиболее «срединного» положения.

Сейчас анализ социальных сетей стал одним из ведущих направлений в социологии. Сам этот термин «социальная сеть» использовался более века, как обозначение системы сложных взаимоотношений между людьми.

Например, эту концепцию развивали такие ученые, как С.Д. Берковиц, Стивен Боргатти, Рональд Бурт, Кэтлин Карли, Мартин Эверетт, Кэтрин Фауст, Линтон Фриман, Марк Грановеттер, Дэвид Кнок, Питер Марсден, Николас Муллинс, Анатоль Рапопорт, Стэнли Вассерман, Барри Вельман, Дуглас Р. Уайт, Харрисон Уайт.

Сейчас социальная сеть перестала быть просто метафорой, и породила в ветвь аналитических подходов. Это отражает тенденцию к пониманию общества как состоящего из групп, а не индивидов. При рассмотрении общества как совокупности индивидов, структура получается дискретной. Тогда как понимание общества как системы социальных сетей не имеет подобных пробелов, так как фокусируется на установлении связей, а не различий. В отличие от теорий, которые полагают, что социальные нормы определяют поведение, сетевой анализ подразумевает, что структура и композиция связей влияют на нормы и установки. Для анализа социальных сетей различия между индивидами, то, что делает их индивидуальностями, — несущественно, так как это уже относится к области личной психологии и других подобных дисциплин. Для социологии же важнее то, в чем люди сходятся, что формирует их групповое поведение, как устроены связи. Подход социальных сетей очень оптимистичен, так как не принимает ни сторону индивидуалистов, ни сторону коммунистов, не утверждая примат ни личности, ни общества. Социальная сеть — это та модель, которая позволяет определить наиболее вероятные шаблоны поведения групп, при этом не отрицая возможности индивидов влиять как на свою собственную судьбу, так и на взгляды и поступки большинства (лидеры мнений).

Форма социальной сети во многом определяет ее полезность для индивида. Закрытые сети с меньшим количеством индивидов в них, менее полезны, чем открытые сети с множеством слабых, случайных связей с членами вне сети, с другими сетями. В такие большие сети легко войти, легко найти нужную информацию, там появляются новые идеи и инструменты. Кроме того, человеку выгоднее участвовать в нескольких социальных сетях, чем состоять только в одной.

Модель социальной сети использовалась, например, для изучения распространения эпидемий, и показывала, как паттерны межличностных отношений ускоряют или замедляют распространение болезней, таких как СПИД. Другая теория, теория распространения инноваций, исследует роль социальных сетей в распространении новых идей и техник. Лидеры мнений социальных сетей часто играют в этом процессе первостепенную роль.

Параметры анализа социальных сетей

Промежуточность
Насколько узел находится между других узлов. Этот параметр включает в себя активность соседних узлов и показывает интенсивность непрямых связей узла.
Мост
Связь называется «мостом», если ее удаление оставит конечные ее точки в разных компонентах графа.
Центральность
Этот параметр дает приближенное представление о том, насколько важен данный узел для сети. «Центральность» измеряется «близостью», «нахождением между» и «степенью».
Централизация
Различие линков каждого узла разделенное на максимально возможную сумму различий. Если сеть централизована, то все ее линки собраны вокруг нескольких центральных узлов. В децентрализованной сети количество линков каждого узла примерно одинаково.
Близость
Насколько один человек близок ко всем остальным членам сети.
Коэффициент кластеринга
Вероятность того, что две связи одного узла окажутся, в свою очередь, связаны между собой.
Сцепление
Группу называют «группировкой» («кликой») если каждый из ее членов связан с любым другим прямой связью, а сети с менее строгими прямыми связями обычно называют «социальными кругами», это неточное название. Более точное — «структурно сцепленные» блоки.
Уровень
Количество связей с другими акторами сети, «геодезическое расстояние»
Локальный мост
Связь является локальным мостом, если узлы, которые она связывают, не имеют общих соседей.
Доступ
Насколько каждый член сети может войти в контакт с другим членом сети.

Социальные сети в интернете

В социальной сети обычно значимы следующие атрибуты.

  • Идентичность. Кто ты? (на этот вопрос обычно отвечают пользовательская картинка (аватар), имя пользователя, анкета)
  • Репутация. Что люди о тебе думают (стена отзывов на «Вконтакте», система репутаций на LiveInternet)
  • Присутствие. Где ты? (в каких группах состоишь, где находишься сейчас)
  • Отношения. С кем ты связан? Кто твой друг, кто враг? Для кого открыты твои записи?
  • Группы. Как ты организуешь свои связи («френдлента», группы)
  • Разговоры. Что ты обсуждаешь с другими? Насколько ты активен?
  • Польза. Что ты отдаешь, какую лепту вносишь в сообщество, что делаешь доступным для других?

Примеры интернет-платформ социальных сетей

Интернет-платформы социальных сетей не имеют четкой географической привязки, но есть некоторые тенденции — наприме, MySpace более популярен в США, Bebo — в Великобритании, Skyrock — в континентальной Европе, Orkut — в Южной Америке, Xiaonei в Азии.

По числу пользователей лидируют MySpace — 255 млн пользователей.

Эти сообщества постепенно становятся все более и более совершенным инструментом для распространения и получения информации, кроме того, каждое хорошее сообщество формирует свою определенную культуру, образ. В качестве «платы» за пользование, социальные сети взимают обычно время пользователей и какие-то определенные их усилия по обязательному вкладу в сообщество. Например, чтобы зарегистрироваться в сети «вконтакте», вы должны заполнить довольно подробную информацию о себе и своих образовательных учреждениях.

  • Usenet: Основан в 1980, и признан первой дискуссионной системой интернета, первым интернет-сообществом. И участники, и модераторы сообщества были добровольцами.
  • The WELL: интернет-сообщество, основанное в 1985 году, и ставшее предметом изучения как пример первой спонтанно сформировавшейся культуры взаимовыручки — пользователи бесплатно предоставляли свой хостинг для сети, и так далее.
  • AOL: самый крупный интернет-провайдер, с чат-комнатами, которые много лет модерировали добровольцы.

Участники социальных сетей

Люди присоединяются к виртуальным социальным сетям по разным причинам. Питер Коллок в 1998 году опубликовал свое исследование «Экономика онлайн-взаимоотношений: подарки и общественный товар в киберпространстве», где приводит четыре основные мотивации участия в социальной сети и осуществления ради нее каких-либо действий, не включающих в себя чисто альтруистическую мотивацию.

  • Ожидаемая благодарность (или ответные действия). Индивид делится информацией с сообществом, зная, что потом сообщество поможет ему. Более активные участники сообщества быстрее получают ответ на свои вопросы, чем те, кто сам не делится информацией.
  • Увеличение узнавания. Для этого есть англоязычный термин «Egoboo» - удовольствие, получаемое человеком от публичного признания его добровольной деятельности. В обмен на свою информацию, время, усилия, люди получают не только информацию других людей, но и их признание, и благодарность, и новые связи. Во многих онлайн-сообществах сейчас есть системы прямой оценки рейтинга индивида, их можно видеть даже на форумах. В простейшем виде рейтинг зависит от количества сообщений, но есть более сложные системы оценки, базирующиеся на количестве полученных пользователем комментариев, рекомендациях от других участников и так далее (например, система «ку» на блогах Я.ру).
  • Чувство нужности. Социальные сети предоставляют индивидам возможность как-то влиять на окружающую среду. Хорошая статья вызовет отклик, интересный рисунок привлечет критиков и поклонников. Часто социальные сети проводят конкурс среди своих участников, выбирая какие-то элементы для оформления, или лучший девиз или лучший рассказ на какую-то выбранную тематику. В качестве приза текст или картинку победителя на какое-то время размещают по всей сети, так что она становится элементом среды. Хороший пример — Wikipedia, так как там изменения, которые вносит пользователь, мгновенно встраиваются в общую картину Википедии.
  • Чувство общности. Людям важно получать какой-то ответ на свои действия — положительный (как в случае с Egoboo) или отрицательный, любой. Это позволяет им утверждать свое присутствие в социуме. Блоги — самый яркий пример среды использующей такое чувство. Между чувством общности и хорошей репутацией есть разница. Чувство общности достигается и за счет скандалов («троллинга» - размещения заведомо оскорбительных комментариев с целью получения эмоционального ответа и прерывания дискуссии по существу).